РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Законодатель в Части четвертой ГК РФ чётко определяет три вида технической интеллектуальной собственности. Это изобретение, полезная модель и промышленный образец. На этих трёх видах интеллектуальной собственности строится весь технический прогресс. Создатель этой интеллектуальной собственности тоже чётко определяется той же Частью четвертой ГК РФ — это физическое лицо, творческим трудом которого и создаётся эта самая ИС. Можно дать и другое определение этой самой неудобной и непредсказуемой общественной категории: Изобретатель — социально активный элемент общества, который своей инициативностью вносит в нашу действительность конструктивную новизну, являющийся ценнейшим достоянием страны. В конечном счёте, творчески мыслящие и действующие люди есть главное богатство любого народа. И отношение к ним как провозглашаемое, так и действительное — это характеристика прогрессивности общества, шанс на его успехи в развитии и международном «соревновании». Давайте посмотрим, как же поддерживается государством эта самая творческая категория граждан. Если одна её часть через учреждения, в которых они работают, как-то поддерживается (Львиная доля выделенных государством средств неэффективно распыляется в самом учреждении.), то что касается второй её части, называемой самодеятельными изобретателями (На долю которых приходится около 70% патентов РФ.), то она не поддерживается никак. Но даже сотрудничество с изобретателем , работающим в тех или иных структурах, не осуществляется в полном объёме, ибо кругозор изобретателя обычно намного шире тематики работ учреждения, в котором он трудится в данный момент. Белгородская региональная общественная организация «Изобретатель» является коллективным членом ВОИР, признана полноправным участником инновационного процесса. Это вселяет надежду на взаимовыгодное сотрудничество с органами государственной власти и бизнес-сообществом. Общественные организации изобретателей обладают громадным творческим потенциалом и вносят реальный вклад в развитие рыночной экономики. Ввиду недостаточной эффективности государственной системы отбора и оценки промышленной ИС, а также системы формирования спроса на технические решения с заданными свойствами, самоорганизовавшаяся группа белгородских изобретателей создала прообраз такой системы, в которой затраты на проведение НИР и ОКР минимум в 10 раз ниже, чем при традиционном выполнении работ. Очень важной данная система оказалась для начинающих изобретателей, тех, кто не имеет ни опыта, ни средств для изготовления промышленных образцов своих разработок. За короткое время Центр коллективного пользования помог изготовить и исследовать около двух десятков опытных образцов, в том числе значительно превышающих мировой уровень. Очень органично вписывался в эту систему организованный совместно с инновационным бизнес-инкубатором постоянно действующий научно-технический семинар. К сожалению, и Центр коллективного пользования, и семинары с привлечением широкой изобретательской общественности прекратили своё существование. Ещё более актуальна проблема вовлечения молодёжи, склонной к техническому творчеству, к изобретательской деятельности. Детское техническое творчество еле-еле теплится, держится в основном на энтузиазме руководителей станций Юных Техников, даже уроки труда в школах часто проходят формально. Вместе с тем, творческая активность закладывается в детском возрасте и достигает своего пика в 12 — 14 лет. Если ситуация не изменится, то изобретательская активность вскоре окончательно упадёт. Кроме того, существующая судебная система также неэффективна при рассмотрении исков рядовых изобретателей о защите своих авторских прав, особенно при попытках взыскать деньги за использование своих изобретений, как, например, это было в случае белгородского изобретателя Шаманова. К сожалению, Часть четвертая ГК РФ не учитывает в равной мере интересы всех участников инновационного процесса, интересы самодеятельного изобретателя, а в результате тормозится создание и выпуск инновационной продукции, конку рентноспособной на мировом рынке. Задача ВОИР — донести до разработчиков законов позицию изобретателей. Изобретателям необходима реальная поддержка государства. Статья 1355 ГК РФ фиксирует исключительно важное положение: «Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов…». Однако механизмов стимулирования самодеятельных изобретателей фактически нет. Необходимо разработать механизмы целевой поддержки, а для успешной реализации закона определить источники финансирования. Статьи Части четвертой ГК РФ, регламентирующие деятельность изобретателей, фактически дискриминируют их в правах по сравнению с создателями объектов авторского права. В частности, изобретатель, затратив личные финансовые ресурсы, умственный труд, создав новое техническое решение, должен ещё и оплачивать госпошлины за получение патента и поддерживать его в силе. Итак, основные проблемы самодеятельных изобретателей (ВОИР): Фактическая дискриминация изобретателей Неэффективность защиты прав изобретателей в судах Невостребованность создателей ИС. Считаем необходимым и возможным: Законодательно закрепить в Части четвертой ГК РФ отсрочку всех госпошлин для изобретателей — членов ВОИР до коммерциализации изобретений. Прописать законодательно в Части четвертой ГК РФ права ВОИР. При налаживании партнёрских отношений выиграют все участники инновационного процесса. Цыбульников С.И. Роль общественных организаций изобретателей в формировании инновационной экономики//Актуальные вопросы охраны интеллектуальной собственности в условиях действия части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации/Сб. докладов рег. научн. практ. конф./ — М.: ФИПС, — 2008, — С.91-94.